С каждым годом в нашем крае появляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра. В этой связи просим Вас ознакомится со следующей информацией.
Расстройства аутистического спектра всегда основаны на нарушениях в переработке сенсорной информации, и проявления их очень разнообразны. Самыми важными признаками этих расстройств являются гипер-либо гипочувствительность детей к определенным сенсорным сигналам, аутистимуляции, нарушения в эмоциональной и коммуникативной сфере. К сожалению, эти признаки могут очень долго оставаться незамеченными или объясняться другими причинами, среди которых тугоухость, сенсомоторная алалия, задержка психического развития и т. д. В то время, как предпосылки к развитию аутизма заметны уже на первом году жизни, а формирующееся аутистическое поведение — на втором году жизни, диагноз, относящийся к расстройствам аутистического спектра, может быть выставлен к 5-6 годам, когда бесценное время для коррекции упущено.
Ранняя диагностика — это самое важное и самое основное условие успешности будущей коррекции. Детские врачи, особенно врачи-педиатры, детские психиатры и неврологи — это первые специалисты, которые могут заметить определенные знаки неблагополучия, свидетельствующие о формирующемся аутистическом пути развития. В приложениях к данному письму перечислены знаки неблагополучного развития ребёнка, которые можно заметить на первом, втором и третьем году развития.
Внимательность врача, его наблюдения, правильные вопросы, заданные родителям, способствуют ранней диагностике аутистического расстройства у ребенка.
Если специалист отметил в развитии ребенка аутистические черты, он может предложить родителям ребёнка посетить детского психиатра для уточнения диагноза, а также — детского психолога или дефектолога для разработки плана коррекции.
Куда могут обратиться родители Забайкальского края в г. Чите
Детские психологи, дефектологи
- Краевая Детская Клиническая Больница — Психолог Внукова Юлия Вячеславовна
- Центр восстановительного лечения для детей «Феникс», ул. Угданская, д. 29, психолог Кузьмина Татьяна Владимировна 35-30-09
- Центр восстановительного лечения для детей «Феникс», КСК, 6 мкр., д. 17а, психолог Ларионова Елена Александровна 36-68-09
- ГКУЗ Краевая клиническая больница им. Кандинского, Окружной проезд, 3, психолог Липатова Кристина Константиновна
- Центр медико-социальной реабилитации «Росток», ул. Курнатовского, д. 7, психолог дефектолог
- Детский клуб развития и фитнеса «Я сам», ул. Матвеева 51, дефектолог Прохорова Ирина Александровна — +79244659019, логопед Резникова Татьяна Александровна — +79245007441
- ГОУ ЦПМСС «ДАР» РЦ «Ступеньки» Забайкальского края, ул. Ленинградская, д. 106, психолог — Комогорцева Дарья Васильевна, психолог — Жерлова Александра Викторовна телефон для записи на первичную комиссию 35-41-90
- Частная практика, специалист по поведенческой терапии Емельянова Наталья Викторовна, тел. +79144514380, +79242973743
- Частная практика, специалист по канис-терапии (терапия с помощью животных), Лариса +79144807737
Письмо составила педагог-психолог Николаева Олеся Владимировна
ООО «Сеть детских центров»Успех», г. Чита
0-3 месяца
- Нет физиологической подстройки. Ребенку «неудобно» на руках матери, матери «неудобно» держать, кормить ребенка
- Не возникает разделенное переживания, либо возникает, но кратковременное
- Не возникает разделенного внимания между ребенком и другим человеком по поводу какого-то объекта
- Ребенок быстро истощается в контакте, устает и пытается отстраниться
- Мама не интересна ребенку, он не задерживает взгляд на ее лице
- Ребенок телесно гипо- или гиперчувствителен
- У ребенка не наблюдается гуление
- У мамы нет или мало инструментов, которыми она может «успокоить» ребенка
- Мама не может успокоить ребенка даже кормлением
- Комплекс оживления возникает не на маму, а на игрушку, еду.
- Ребёнок не инициирует контакт с мамой – сфинксом (когда мама замирает, её лицо ничего не выражает, в норме ребенок пытается привлечь ее внимание)
От 3 до 6 месяцев
- Ребенок реагирует не на качество эмоции, а на интенсивность. И на громкий смех, и на громкий плач – одинаково
- Нет реакции на изменение мимики, или реакция — кратковременна
- У ребёнка нет гуления
- Не интересно взаимодействие по поводу игрушки, есть только получение сенсорных ощущений и переживаний (продолжают исследовать сами предметы)
- Отвергают игры с «рваным ритмом» — «В ямку –Бух», «Бабка сеяла горох»,«Ладушки»…
- Не реагируют на игру «Ку-ку»
От 6 до 9 месяцев
- Часто нет страха «чужих»
- Не следует за мамой
- Нет указательного жеста, вырастающего из «объединенного внимания»
- Нет циркуляторной игры (круговая игра: выбросил игрушку из кроватки — её вернули-снова выбросил).
- Нет лепета (не возникает связи ощущения и слова)
- Не откликается на имя
9 м. — 1 год
- Не запускается речь, как регулирующая функция (нет «Дай», «Кака», «Фу», «Бо-бо» и др.)
- Нет отрицающего качания головой, утвердительного кивания головой, жеста замахивания
- Мама не имеет инструментов управления эмоциями ребенка
- Жесты мамы не могут переключить внимание ребенка, или переключают с трудом и на короткое время
- Нет чувства края, чувства опасности
Особенности восприятия – обостренная чувствительность
- Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков.
- Ребенок может негативно реагировать на прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
- Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
- Может не переносить музыку
- Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
- Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
- Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
- Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины
Нарушения в сфере социального взаимодействия
- Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой
- Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры
- Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
- Может не проявлять интерес к играм других детей
- Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
- Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
- Не улыбается в ответ на улыбку
- Не реагирует на свое имя
- Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям, и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям.
Нарушения в сфере коммуникации
- Избегают контакта «глаза-в-глаза»
- Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
- Используют «управляемую руку» взрослого
Нарушения в поведении
- Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
- Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
- Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
- Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
Часто многократно взмахивает руками - Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
- Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
- Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
- Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
- Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
- Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет
- Нарушенное чувство опасности
- Могут путать день и ночь и с трудом засыпать в положенное время
Нарушения моторики (Не основной критерий)
- Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
- Хождение на цыпочках
- Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
- Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
- Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
- Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
- Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти
Причинение вреда самому себе
- Может вырывать у себя волосы клочьями
- Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
- Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
- Может кусать себя
Расстройства желудочно-кишечного тракта
- Чрезвычайно ограниченный набор продуктов, которые ребенок согласен есть, и/или повышенная чувствительность к вкусу пищи
- У ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами
Приложения составила педагог-психолог Николаева Олеся Владимировна
ООО «Сеть детских центров»Успех», г. Чита