Советы для родителей детей с РАС

С каждым годом в нашем крае появляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра. В этой связи просим Вас ознакомится со следующей информацией.

Расстройства аутистического спектра всегда основаны на нарушениях в переработке сенсорной информации, и проявления их очень разнообразны. Самыми важными признаками этих расстройств являются гипер-либо гипочувствительность детей к определенным сенсорным сигналам, аутистимуляции, нарушения в эмоциональной и коммуникативной сфере. К сожалению, эти признаки могут очень долго оставаться незамеченными или объясняться другими причинами, среди которых тугоухость, сенсомоторная алалия, задержка психического развития и т. д. В то время, как предпосылки к развитию аутизма заметны уже на первом году жизни, а формирующееся аутистическое поведение — на втором году жизни, диагноз, относящийся к расстройствам аутистического спектра, может быть выставлен к 5-6 годам, когда бесценное время для коррекции упущено.

Ранняя диагностика — это самое важное и самое основное условие успешности будущей коррекции. Детские врачи, особенно врачи-педиатры, детские психиатры и неврологи — это первые специалисты, которые могут заметить определенные знаки неблагополучия, свидетельствующие о формирующемся аутистическом пути развития. В приложениях к данному письму перечислены знаки неблагополучного развития ребёнка, которые можно заметить на первом, втором и третьем году развития.

Внимательность врача, его наблюдения, правильные вопросы, заданные родителям, способствуют ранней диагностике аутистического расстройства у ребенка.

Если специалист отметил в развитии ребенка аутистические черты, он может предложить родителям ребёнка посетить детского психиатра для уточнения диагноза, а также — детского психолога или дефектолога для разработки плана коррекции.

Куда могут обратиться родители Забайкальского края в г. Чите

Детские психологи, дефектологи

  1. Краевая Детская Клиническая Больница — Психолог Внукова Юлия Вячеславовна
  2. Центр восстановительного лечения для детей «Феникс», ул. Угданская, д. 29, психолог Кузьмина Татьяна Владимировна 35-30-09
  3. Центр восстановительного лечения для детей «Феникс», КСК, 6 мкр., д. 17а, психолог Ларионова Елена Александровна 36-68-09
  4. ГКУЗ Краевая клиническая больница им. Кандинского, Окружной проезд, 3, психолог Липатова Кристина Константиновна
  5. Центр медико-социальной реабилитации «Росток», ул. Курнатовского, д. 7, психолог дефектолог
  6. Детский клуб развития и фитнеса «Я сам», ул. Матвеева 51, дефектолог Прохорова Ирина Александровна — +79244659019, логопед Резникова Татьяна Александровна — +79245007441
  7. ГОУ ЦПМСС «ДАР» РЦ «Ступеньки» Забайкальского края, ул. Ленинградская, д. 106, психолог — Комогорцева Дарья Васильевна, психолог — Жерлова Александра Викторовна телефон для записи на первичную комиссию 35-41-90
  8. Частная практика, специалист по поведенческой терапии Емельянова Наталья Викторовна, тел. +79144514380, +79242973743
  9. Частная практика, специалист по канис-терапии (терапия с помощью животных), Лариса +79144807737

Письмо составила педагог-психолог Николаева Олеся Владимировна
ООО «Сеть детских центров»Успех», г. Чита

0-3 месяца

  1. Нет физиологической подстройки. Ребенку «неудобно» на руках матери, матери «неудобно» держать, кормить ребенка
  2. Не возникает разделенное переживания, либо возникает, но кратковременное
  3. Не возникает разделенного внимания между ребенком и другим человеком по поводу какого-то объекта
  4. Ребенок быстро истощается в контакте, устает и пытается отстраниться
  5. Мама не интересна ребенку, он не задерживает взгляд на ее лице
  6. Ребенок телесно гипо- или гиперчувствителен
  7. У ребенка не наблюдается гуление
  8. У мамы нет или мало инструментов, которыми она может «успокоить» ребенка
  9. Мама не может успокоить ребенка  даже кормлением
  10. Комплекс оживления возникает не на маму, а на игрушку, еду.
  11. Ребёнок не инициирует контакт с мамой – сфинксом (когда мама замирает, её лицо ничего не выражает, в норме ребенок пытается привлечь ее внимание)

От 3 до 6 месяцев

  1. Ребенок реагирует не на качество эмоции, а на интенсивность. И на громкий смех, и на громкий плач – одинаково
  2. Нет реакции на изменение мимики, или реакция — кратковременна
  3. У ребёнка нет гуления
  4. Не интересно взаимодействие по поводу игрушки, есть только получение сенсорных ощущений и переживаний (продолжают исследовать сами предметы)
  5. Отвергают игры с «рваным ритмом» — «В ямку –Бух», «Бабка сеяла горох»,«Ладушки»…
  6. Не реагируют на игру «Ку-ку»

От 6 до 9 месяцев

  1. Часто нет страха «чужих»
  2. Не следует за мамой
  3. Нет указательного жеста, вырастающего из «объединенного внимания»
  4. Нет циркуляторной игры (круговая игра: выбросил игрушку из кроватки — её вернули-снова выбросил).
  5. Нет лепета (не возникает связи ощущения и слова)
  6. Не откликается на имя

9 м.  — 1 год

  1. Не запускается речь, как регулирующая функция (нет «Дай», «Кака», «Фу», «Бо-бо» и др.)
  2. Нет  отрицающего качания головой,  утвердительного кивания головой, жеста замахивания
  3. Мама не имеет инструментов управления эмоциями ребенка
  4. Жесты мамы не могут переключить внимание ребенка, или переключают с трудом и на короткое время
  5. Нет чувства края, чувства опасности

Особенности восприятия – обостренная чувствительность

  1. Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков.
  2. Ребенок может негативно реагировать на прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
  3. Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
  4. Может не переносить музыку
  5. Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
  6. Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
  7. Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
  8. Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины

Нарушения в сфере социального взаимодействия

  1. Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой
  2. Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры
  3. Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
  4. Может не проявлять интерес к играм других детей
  5. Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
  6. Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
  7. Не улыбается в ответ на улыбку
  8. Не реагирует на свое имя
  9. Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям, и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям.

Нарушения в сфере коммуникации

  1. Избегают контакта «глаза-в-глаза»
  2. Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
  3. Используют «управляемую руку» взрослого

Нарушения в поведении

  1. Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
  2. Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
  3. Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
  4. Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
    Часто многократно взмахивает руками
  5. Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
  6. Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
  7. Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
  8. Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
  9. Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
  10. Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет
  11. Нарушенное чувство опасности
  12. Могут путать день и ночь и с трудом засыпать в положенное время

Нарушения моторики (Не основной критерий)

  1. Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
  2. Хождение на цыпочках
  3. Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
  4. Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
  5. Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
  6. Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
  7. Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти

Причинение вреда самому себе

  1. Может вырывать у себя волосы клочьями
  2. Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
  3. Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
  4. Может кусать себя

Расстройства желудочно-кишечного тракта

  1. Чрезвычайно ограниченный набор продуктов, которые ребенок согласен есть, и/или повышенная чувствительность к вкусу пищи
  2. У ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами

Приложения составила педагог-психолог  Николаева Олеся Владимировна

ООО «Сеть детских центров»Успех», г. Чита