Знаки неблагополучия, заметные у детей на первом году жизни

0-3 месяца

  1. Нет физиологической подстройки. Ребенку «неудобно» на руках матери, матери «неудобно» держать, кормить ребенка
  2. Не возникает разделенное переживания, либо возникает, но кратковременное
  3. Не возникает разделенного внимания между ребенком и другим человеком по поводу какого-то объекта
  4. Ребенок быстро истощается в контакте, устает и пытается отстраниться
  5. Мама не интересна ребенку, он не задерживает взгляд на ее лице
  6. Ребенок телесно гипо- или гиперчувствителен
  7. У ребенка не наблюдается гуление
  8. У мамы нет или мало инструментов, которыми она может «успокоить» ребенка
  9. Мама не может успокоить ребенка  даже кормлением
  10. Комплекс оживления возникает не на маму, а на игрушку, еду.
  11. Ребёнок не инициирует контакт с мамой – сфинксом (когда мама замирает, её лицо ничего не выражает, в норме ребенок пытается привлечь ее внимание)

От 3 до 6 месяцев

  1. Ребенок реагирует не на качество эмоции, а на интенсивность. И на громкий смех, и на громкий плач – одинаково
  2. Нет реакции на изменение мимики, или реакция — кратковременна
  3. У ребёнка нет гуления
  4. Не интересно взаимодействие по поводу игрушки, есть только получение сенсорных ощущений и переживаний (продолжают исследовать сами предметы)
  5. Отвергают игры с «рваным ритмом» — «В ямку –Бух», «Бабка сеяла горох»,«Ладушки»…
  6. Не реагируют на игру «Ку-ку»

От 6 до 9 месяцев

  1. Часто нет страха «чужих»
  2. Не следует за мамой
  3. Нет указательного жеста, вырастающего из «объединенного внимания»
  4. Нет циркуляторной игры (круговая игра: выбросил игрушку из кроватки — её вернули-снова выбросил).
  5. Нет лепета (не возникает связи ощущения и слова)
  6. Не откликается на имя

9 м.  — 1 год

  1. Не запускается речь, как регулирующая функция (нет «Дай», «Кака», «Фу», «Бо-бо» и др.)
  2. Нет  отрицающего качания головой,  утвердительного кивания головой, жеста замахивания
  3. Мама не имеет инструментов управления эмоциями ребенка
  4. Жесты мамы не могут переключить внимание ребенка, или переключают с трудом и на короткое время
  5. Нет чувства края, чувства опасности