Знаки неблагополучия, которые проявляются у детей на втором и третьем году жизни

Особенности восприятия – обостренная чувствительность

  1. Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков.
  2. Ребенок может негативно реагировать на прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
  3. Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
  4. Может не переносить музыку
  5. Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
  6. Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
  7. Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
  8. Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины

Нарушения в сфере социального взаимодействия

  1. Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой
  2. Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры
  3. Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
  4. Может не проявлять интерес к играм других детей
  5. Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
  6. Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
  7. Не улыбается в ответ на улыбку
  8. Не реагирует на свое имя
  9. Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям, и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям.

Нарушения в сфере коммуникации

  1. Избегают контакта «глаза-в-глаза»
  2. Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
  3. Используют «управляемую руку» взрослого

Нарушения в поведении

  1. Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
  2. Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
  3. Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
  4. Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
    Часто многократно взмахивает руками
  5. Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
  6. Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
  7. Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
  8. Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
  9. Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
  10. Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет
  11. Нарушенное чувство опасности
  12. Могут путать день и ночь и с трудом засыпать в положенное время

Нарушения моторики (Не основной критерий)

  1. Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
  2. Хождение на цыпочках
  3. Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
  4. Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
  5. Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
  6. Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
  7. Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти

Причинение вреда самому себе

  1. Может вырывать у себя волосы клочьями
  2. Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
  3. Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
  4. Может кусать себя

Расстройства желудочно-кишечного тракта

  1. Чрезвычайно ограниченный набор продуктов, которые ребенок согласен есть, и/или повышенная чувствительность к вкусу пищи
  2. У ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами

Приложения составила педагог-психолог  Николаева Олеся Владимировна

ООО «Сеть детских центров»Успех», г. Чита