Каталог полезной литературы

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений.

М.: Дрофа, 2008.
Упражнения с пиктограммами для неговорящих детей, позволяющие формировать навыки общения и взаимодействия с социальным окружением


Бейкер Б., Братман А. Путь к независимости.

М.: Организация «Помощь детям России», 1997,
В основе книги – проверенная до мелочей система пошагового обучения, на котором построены многие образовательные и психологические программы для детей и взрослых. Описаны основные принципы обучения ребенка, механизмы формирования навыков, ответы на вопросы решения проблем с поведением.


Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.

М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. Общ. ред. Кучкарова P.P., 2007
Книга посвящена семье и внутрисемейным отношениям и является руководством по личностному росту. Можно ли что-то изменить в своей жизни и жизни семьи и как это сделать — обо всем этом увлекательно с тонким и добрым юмором, а главное, с верой в желание и способность человека к личностному росту написано в этой книге


Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

М.: Изд-во Сфера, 2005
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, узнаете, как решать их на практике в вашей жизни В книге обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: «Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?» Разбираются и объясняются новые важные подробности и приемы искусства эффективного общения.


Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье?

М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007
В пособии представлены игры и упражнения для формирования основ коммуникативного общения у неговорящего ребенка, которые доступны родителям и не требуют специальной подготовки. Авторы постарались раскрыть этот процесс не только со стороны самого ребенка, у которого нет речи, но и с позиции его социального общения, в контексте развития системы межличностных отношений.


Зиннхуден Х. Как развивается ваш ребенок?

М.: Теревинф, 2009
Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 4 до 7,5 лет. Руководство по сенсомоторной диагностике, позволяющее оценить навыки ребенка, развитие его восприятия и моторики. Сгруппированы по разделам: крупная и мелкая моторика, речь, зрительно и слуховое восприятие.


Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.

М.: Теревинф, 2011
Книга посвящена сенсорно-интегративной терапии. Автор — специалист с огромным опытом практической работы — рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях. В своей книге Улла Кислинг показывает, что хотя терапевтические занятия чаще всего применяются в работе с детьми с различными проблемами, они пойдут на пользу любому ребенку, если терапевт научится понимать его сигналы и отвечать на них, установив тем самым тесный круг общения, обеспечивающий возможность для дальнейшего развития. Это можно назвать диалогом, но только в том случае, если ребенок и его окружение способны развиваться во взаимосвязи друг с другом.


Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспиты-вающей ребенка с отклонениями в развитии.

М.: Просвещение, 2008
Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.


Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

СПб.: Речь, 2010
В пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.


Резапкина Г.В. Я и моя профессия.

М.: Генезис, 2000
Описана программа профессионального самоопределения подростков.


Романушко М., Кротов В.Как быть вместе. Пути и принципы общения родителей с детьми.

М.: «Гео», 2011
Описаны основные принципы отношения родителей к ребёнку. Даны рекомендации, относящиеся к раннему детскому возрасту, но сохраняющие свою роль и на более поздних этапах детства и отрочества.


Селигман. М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети.

М.: Теревинф, 2009
Авторы рассматривают, как трудные жизненные обстоятельства, связанные с рождением больного ребенка, влияют на каждого члена семейной системы. Описываются стадии адаптации семьи к жизни с особым ребенком и пути сотрудничества семьи со специалистами, позволяющие организовать оптимальную помощь ребенку и семье в целом.


Семенова И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Кузнецова Е.В.,Караваева Е.А. Эмоциональные потребности и полоролевое поведение детей-инвалидов.

М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007
В книге отражены основные подходы к решению проблем полового воспитания детей-инвалидов, имеющих среднюю и тяжелую степень умственной отсталости, подростков-инвалидов, имеющих неврологические нарушения. Авторы ведут непростой разговор о там, как сформировать культуру общения в семье, когда у ребенка проявляется интерес к вопросам пола; как достучаться до самосознания ребенка-инвалида не оскорбив и не ущемив его достоинств и т.п.


Фопель К. Как научить детей сотрудничать?

М.: Генезис, 1998 (части 1-3)
Сборник психологических игр и упражнений, предназначенных для накопления эмоционального опыта, необходимых каждому человеку имений строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.


Хазиева Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя.

СПб.: Издательский дом Литература, 2011
В книге рефреном звучит мысль о том, что с помощью позитивных утверждений научиться решать многие жизненные проблемы.


Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
Освещены основные законы, регламентирующие жизнь ребенка-инвалида и его семьи в сегодняшней России. Учитывая тот факт, что многим родителям, воспитывающим детей-инвалидов, непросто ориентироваться в действующем законодательстве, авторы постарались прокомментировать основные законодательные акты применительно к конкретным житейским ситуациям, с которыми сталкиваются родители.


Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье.

М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012
Даны научно-практические рекомендации родителям, воспитывающим особого ребенка 4-7 лет в семье. Авторы ориентировались на детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие тяжелой степени, детский церебральный паралич. Программа включает в себя 4 раздела, каждый из которых содержит системно подобранные и разработанные коррекционно-развивающие игры и упражнения «привязанные» к режимным моментам ребенка в семье, к жизни семьи. Авторы постарались показать – как можно развивать ребенка в процес-се умывания, кормления, прогулки и пр.


Худенко Е.Д., Слободяник Н.П., Блудова А.А., Кальянов И.В., Поташова И.И., Любимова М.Н. Как научить ребенка-инвалида правилам поведения.

М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007
Книга состоит из 3-х частей, в каждой из которых освещены различные аспекты формирования регуляции поведения. Авторы обобщили многочисленные научные исследования и практический опыт работы специалистов с семьей и предлагают конкретную программу развития и коррекции жизненных навыков; систему игр и занятий по формированию коммуникативных форм поведения, т.е. таких моделей поведения, которые считаются «общепринятыми» в данном культурном сообществе. Мы не забыли и про ребенка, разработав для него «Рабочую тетрадь», задания в которой – это увлекательное путешествие по стране «Дружба», ведь зачастую именно друзей и подруг не хватает нашим детям.


Худенко Е.Д., Поташова И.И., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида.

М.: АНМЦ Развитие и коррекция, 2008
Описана технология активизации взаимодействия родителей с ребенком-инвалидом на основе методик интерактивной психотерапии, широко использующейся за рубежом в качестве эффективного подхода к психокоррекции детей-инвалидов и их родителей. Этот подход способствует стимулированию социального поведения ребенка-инвалида и в то же время снижает риск появления у него дезадаптивных реакций и включает использование определенных дисциплинирующих методов воздействия на ребенка со стороны родителей.


Ярская-Смирнова Е.Р./под общей редакцией: Подготовка ребенка-инвалида к семейной жизни.

М.: ГосНИИ семьи и воспитания
Книга посвящена вопросам подготовки детей-инвалидов к семейной жизни. Рассмотрены особенности социального положения, жизненного цикла, проблемы и ресурсы семей с детьми-инвалидами. Представлен комплекс мероприятий по формированию семейной культуры у ребенка-инвалида.


Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием.

М.: Теревинф, 2009
В книге рассматриваются ранние этапы и закономерности эмоциоального развития в норме. Описываются наиболее значимые для ранней диагностики признаки аффективного неблагополучия, выделяются их сочетания, характерные для искажения эмоционального развития. Прослеживается логика формирования разных вариантов раннего детского аутизма, определяются специфические для них проблемы. Предлагаются адекватные для раннего возраста приемы психологической коррекционной работы с детьми с аутизмом.


Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития/метод. пособие.

М.: Полиграф сервис, 2001 ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии»; Институт коррекционной педагогики РАН
Закономерности начальных этапов эмоционального развития при РДА. Методы диагностики нарушений взаимодействия ребенка с окружающими миром и признаков искажения его аффективного развития.


Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна.

М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» 2006
В книге рассматриваются два основных направления помощи семье, оказываемой службой ранней помощи: социально-психологическое и коррекционно-педагогическое. Описывается работа по обеспечению длительной профессионально организованной под-держки семьи, направленной не только на развитие ребенка, но и на адаптацию всей семьи к жизни в обществе.


Карвасарская Е.Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы.

М.: Генезис, 2010.
Книга для тех, чья жизнь связана с аутичными детьми. Написана в жанре дневниковых записей, из которых, как из мозаики, складывается целостная картина, отражающая представления автора о сущности аутизма, о способах работы с аутичными детьми и о многом-многом другом.


Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом.

СПб.: Речь, 2007
Эта книга поможет родителям, имеющим детей с отличительными особенностями, лучше понять их таинственный мир.


Никольская О.С., Баенская Е.Р., ЛиблингМ.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Пси-хологическое сопровождение.

М.: Теревинф, 2008
В книге подробно описываются закономерности проявления синдрома раннего детского аутизма на разных возрастных этапах, в том числе в подростковом и юношеском возрасте. Анализируются проблемы семей, воспитывающих детей и подростков с аутизмом. Предлагаются конкретные приемы психологической работы, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка.


Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.

М.: Теревинф, 2010
В книге освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма.


Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Работа посвящена актуальным проблемам воспитания и развития детей с аутизмом и нацелена на практическое использование представленных идей на преодоление трудностей, связанных с проблемами понимания значений, коммуникациями, социальным взаимодействием.


Шипицына JI. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.

СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002
Особое значение в книге уделяется социализации и интеграции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью в общество. Рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирование коммуникативных навыков, семейные взаимоотношения, и психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей в различных условиях обучения, воспитания и реабилитации.


В семье растёт ребёнок с особенностями развития, и родители хотят воспитывать его дома. Такое, казалось бы, естественное решение дается им непросто. Боязнь не справиться с воспитанием «особого» ребенка — вот далеко не полный перечень проблем, встающих перед такой семьей.

Для успешного преодоления такой проблемы родителям необходима совокупность знаний о способах и средствах проведения психологической коррекции, т.е. овладение многообразными психокоррекционными технологиями.

Мы предлагаем перечень книг, в которых авторы пытаются помочь семье, предлагая различные способы поддержки родителей, которые хотят помочь своему ребенку, верят в него и знают, что он способен достичь в жизни многого.

Информационно-справочные материалы для родителей (законных представителей) детей-инвалидов
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья