Многие дети с СДВГ отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первый – второй годы жизни. Родители таких детей характеризуют их как «сгустки энергии». Такой ребенок постоянно двигается, крутится, куда-то забирается, но их активность всегда бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки.
Практически все исследователи отмечают проявление гиперактивности в виде избыточной двигательной активности, беспокойства и суетливости, многочисленных посторонних движений, которые ребенок часто не замечает. Ребенок не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги.
Петер Альтхерр, директор пфальцского Института детской и подростковой психиатрии и психотерапии так описывает гиперактивных детей: в целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны к перемещениям на широком пространстве, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). Изучение двигательных расстройств, в частности тестирование координационной способности детей, позволяет отметить, что общая моторика у них развита ниже среднего уровня и наблюдаются нарушения координации движений. Беготня для гиперактивного ребенка — это именно разрядка, а вовсе не конструктивная активность.
Наиболее характерные нарушения отмечаются в координаторной сфере. Практически у всех детей с синдромом гиперактивности наблюдается нарушение тонкой моторики, расстройства координации движений. Дети гораздо хуже по сравнению со здоровыми сверстниками выполняют задания на перекрестные движения . При реципрокных (перекрестных) движениях дети демонстрируют дефицит тонической регуляции, но в процессе специального обучения разнонаправленным движениям результат достигается быстро. Однако для успешного выполнения детям необходима вербальная регуляция. У детей наблюдаются ошибки зеркальности в написании букв, трудности нахождения правых и левых частей тела.
У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений. Возникает впечатление, что эти дети нуждаются в самостимулировании путем неустанной двигательной активности.
Как отмечают многие исследователи в дошкольном возрасте основное проявление заболевания — гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолку болтают, мешают занятиям других детей и этим создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям. Даже играя сам с собой, ребенок может постоянно и громко говорить вслух. Они вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации, часто обижаются, но быстро забывают о своих обидах. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Попытки удержать их часто безрезультатны. Эти дети часто неуклюжи, у них отмечается моторная недостаточность, они ломают и роняют вещи.
Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями.
Характерным признаком синдрома дефицита внимания с гиперкативностью является импульсивность. Любой маленький ребенок поступает в соответствии со своими желаниями, не учитывая при этом возможных последствий своих поступков. Но дети с гиперактивностью ведут себя так, будто они на несколько лет младше своего действительного возраста. Импульсивность отражается в трудностях соблюдения правил поведения, поступки детей порывисты и необдуманны. Из-за импульсивности у них повышается риск травматизма. Особые сложности испытывают в ходе выполнения продолжительной и монотонной работы. Импульсивность может стать причиной социально неприемлемого поведения. Дети часто не могут управлять своим поведением и подчиняться правилам.
Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумывались о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.
Таким образом, детям с данным диагнозом свойственна на протяжении длительного времени избыточная моторная активность, беспокойство, многочисленные посторонние движения. Так же для них характерна импульсивность. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков.
При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.
Для развитие внимания в групповой работе можно использовать следующие игры: «Если да — похлопай, если нет – потопай» (О.В. Хухлаева), «Кричалки – шепталки – молчалки» (И.В. Шевцова), «Колпак мой треугольный» (А.Л. Сиротюк) и др. В играх важно обратить внимание на то, чтобы гиперактивный ребенок был рядом с воспитателем, ведь такого ребенка нельзя упускать из виду, важно так же давать возможность быть ему в различных играх ведущим.
Так же для развития внимания полезно использовать различные адаптированные виды корректурной пробы начиная с самых простых заданий и постепенно их усложняя. Поскольку данный вид работы полезен для всех дошкольников, то ее можно проводить в виде группового занятия, но так же необходимо следить за гиперактивным ребенком. Поскольку дети с СДВГ имеют неустойчивое и мерцающее внимание, им необходим отдых. Для того, чтобы они не нарушали дисциплину, стоит им давать возможность пройти по группе с определенным заданием – помочь воспитателю например выбросить ненужную бумагу.
Для развития памяти можно использовать различные варианты игры «Заметь все» (И.В. Дубровиной). Данную игру можно проводить с картинками, игрушками, мелкими предметами постепенно увеличивая их количество. Играть можно малыми подгруппами. Для развития памяти так же можно использовать метод пиктограмм – детям читаются слова, они должны схематично их нарисовать. Листочки подписываются и собираются, через час, а затем и через более длительный промежуток времени листочки раздаются и дети должны вспомнить, что за слова они таким образом обозначали. Детям с гиперактивностью рекомендовано давать стихотворения для заучивания к утренникам, воспитателям необходимо самим учить стихотворения с детьми, а не ожидать от детей того, что они сделают это сами или с родителями. Ведь в силу проблем именно со слуховой памятью, ребенок с большим трудом запоминает и очень быстро забывает.
Во время засыпания после обеда можно использовать метод визуализации. В это время все дети лежат с закрытыми глазами, им предлагается представить сначала простые образы, например лимон, апельсин, велосипед. Постепенно предлагаемые картины могут усложняться. Это упражнение так же поможет детям быстрее успокоиться и уснуть, а для детей с гиперактивностью это особенно актуально, ведь у них очень часто наблюдаются проблемы с засыпанием. В это же время можно использовать проигрывание успокаивающей музыки, звуки природы.
Для развития мышления кроме занятий, предусмотренных программой, необходимо использовать различные игры с логическими блоками Дьенеша, развивающие игры Б.П.Никитина, игры с «Геометриком» и многое другое.
Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Поэтому таких детей полезно обучить специальным играм, которые бы направили их избыточную активность в нужное русло. Можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузина в книге «Страна пальчиковых игр» собрала и адаптировала целый ряд подобных игр. В подвижные игры можно вводить реципрокные движения, во время рисования, лепки, аппликации детям с гиперактивностью необходимо оказывать организующую помощь, но не делать вместо них. Так же важно следить за их поведением, чтобы оно не превратилось в деструктивное.
Часто из-за негативного поведения детей с СДВГ воспитатели вообще перестают давать им ножницы, пластилин, карандаши, но это не позволяет ребенку развиваться в данном направлении. Таки детям стоит давать индивидуальные задания, более простые, доступные для них, важно чтобы ребенок сам поверил в свои возможности, увидел, что он может что-то сделать сам. Постепенно задания могут усложняться. Так же необходимо помнить, что задание для этих детей должно быть четко структурировано, выдавать небольшими порциями – выдавать следующее задание надо после того, как ребенок сделал предыдущее, ведь он не в состоянии удержать в памяти всю инструкцию целиком. В этом случае ребенок может справиться даже со сложными заданиями.
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя», чаще говорите «да»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие;
- во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Похвала помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
- развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя: перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 19;
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
- давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.).
- развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение);
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
- введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой);
- холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
- внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Если ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
- если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Развитие дефицитарных психических функций гиперактивного ребенка. Родителям объясняются особенности развития внимания, памяти, мышления, координации движений и мелкой моторики у детей с синдромом дефицита внимания и предлагаются различные игры и упражнения, в которые они могли бы играть дома с ребенком. При необходимости, показываются игры, приемы, акцентируется внимание – на что необходимо обратить внимание. Тексты игр и упражнений и другая литература по работе с гиперактивными детьми предлагается в электронном виде.
Альтхерр, М., Берг Л., Вёльфль, А. и др. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. – М., 2004. – 160 с. – ISBN 5-7695-1661-5 – коллективное пособие ряда авторов, представлены различные подходы коррекции, есть кинезиологический подход. Для студентов, специалистов, родителей. – электронный вариант.
Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М., 2008. – 64 с. – ISBN 978-5-216-00079-2 – Подробный конспект групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Безруких, М.М., Мачинская, Р.И., Крупская, Е.В. и др. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. М. – Воронеж, 2009. — кроме хорошей диагностики, рассматривается много реальных случаев, что может помочь в работе с детьми на практике. Так же даны систематизированные по различным направлениям упражнения.
Болотовский, Г.В., Чутко, Л.С. Гиперактивный ребенок: развитие, воспитание, обучение. – СПб., 2009. – 192 с. – ISBN 978-5-9684-0762-7 — рассматривается работа с детьми до года: гимнастика, точечный массаж, питание.
Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. – М., 2008. – 203 с. – ISBN 978-5-903182-34-3 – теория, коррекция, тренинги – электронный вариант.
Габдракипова, В.И., Эйдемиллер, Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – М., 2009. – 44 с. – ISBN 978-5-98594-173-9 — Программа с учетом половых различий.
Горячева, Л., Кругляк, Л. Дети «катастрофы»: Как помочь гиперактивному ребенку. – СПб., 2008. – 192 с. – ISBN 978-5-9717-0534-5 — Кроме общих вопросов, рассматривается влияние диеты на гиперактивность, приведена точечная гимнастика, гомеопатия, лечение органопрепаратами.
Досани, С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М., 2010. – 221 с. – ISBN 978-5-9524-4529-1 — Кратко, графично. Для родителей, не для специалистов.
Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005. – 256 с. – ISBN 5-7695-2417-0 – глубокое и всестороннее исследование проблемы гиперактивности. Предназначено студентам, врачам неврологам и психиатрам, практикующим психологам.