Многие дети с СДВГ отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первый – второй годы жизни. Родители таких детей характеризуют их как «сгустки энергии». Такой ребенок постоянно двигается, крутится, куда-то забирается, но их активность всегда бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки.
Практически все исследователи отмечают проявление гиперактивности в виде избыточной двигательной активности, беспокойства и суетливости, многочисленных посторонних движений, которые ребенок часто не замечает. Ребенок не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги.
Петер Альтхерр, директор пфальцского Института детской и подростковой психиатрии и психотерапии так описывает гиперактивных детей: в целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны к перемещениям на широком пространстве, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). Изучение двигательных расстройств, в частности тестирование координационной способности детей, позволяет отметить, что общая моторика у них развита ниже среднего уровня и наблюдаются нарушения координации движений. Беготня для гиперактивного ребенка — это именно разрядка, а вовсе не конструктивная активность.
Наиболее характерные нарушения отмечаются в координаторной сфере. Практически у всех детей с синдромом гиперактивности наблюдается нарушение тонкой моторики, расстройства координации движений. Дети гораздо хуже по сравнению со здоровыми сверстниками выполняют задания на перекрестные движения . При реципрокных (перекрестных) движениях дети демонстрируют дефицит тонической регуляции, но в процессе специального обучения разнонаправленным движениям результат достигается быстро. Однако для успешного выполнения детям необходима вербальная регуляция. У детей наблюдаются ошибки зеркальности в написании букв, трудности нахождения правых и левых частей тела.
У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений. Возникает впечатление, что эти дети нуждаются в самостимулировании путем неустанной двигательной активности.
Как отмечают многие исследователи в дошкольном возрасте основное проявление заболевания — гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолку болтают, мешают занятиям других детей и этим создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям. Даже играя сам с собой, ребенок может постоянно и громко говорить вслух. Они вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации, часто обижаются, но быстро забывают о своих обидах. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Попытки удержать их часто безрезультатны. Эти дети часто неуклюжи, у них отмечается моторная недостаточность, они ломают и роняют вещи.
Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями.
Характерным признаком синдрома дефицита внимания с гиперкативностью является импульсивность. Любой маленький ребенок поступает в соответствии со своими желаниями, не учитывая при этом возможных последствий своих поступков. Но дети с гиперактивностью ведут себя так, будто они на несколько лет младше своего действительного возраста. Импульсивность отражается в трудностях соблюдения правил поведения, поступки детей порывисты и необдуманны. Из-за импульсивности у них повышается риск травматизма. Особые сложности испытывают в ходе выполнения продолжительной и монотонной работы. Импульсивность может стать причиной социально неприемлемого поведения. Дети часто не могут управлять своим поведением и подчиняться правилам.
Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумывались о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.
Таким образом, детям с данным диагнозом свойственна на протяжении длительного времени избыточная моторная активность, беспокойство, многочисленные посторонние движения. Так же для них характерна импульсивность. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков.