Рекомендации по развитию дефицитарных психических функций

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).

Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

Для развитие внимания в групповой работе можно использовать следующие игры: «Если да — похлопай, если нет – потопай» (О.В. Хухлаева), «Кричалки – шепталки – молчалки» (И.В. Шевцова), «Колпак мой треугольный» (А.Л. Сиротюк) и др. В играх важно обратить внимание на то, чтобы гиперактивный ребенок был рядом с воспитателем, ведь такого ребенка нельзя упускать из виду, важно так же давать возможность быть ему в различных играх ведущим.

Так же для развития внимания полезно использовать различные адаптированные виды корректурной пробы начиная с самых простых заданий и постепенно их усложняя. Поскольку данный вид работы полезен для всех дошкольников, то ее можно проводить в виде группового занятия, но так же необходимо следить за гиперактивным ребенком. Поскольку дети с СДВГ имеют неустойчивое и мерцающее внимание, им необходим отдых. Для того, чтобы они не нарушали дисциплину, стоит им давать возможность пройти по группе с определенным заданием – помочь воспитателю например выбросить ненужную бумагу.

Для развития памяти можно использовать различные варианты игры «Заметь все» (И.В. Дубровиной). Данную игру можно проводить с картинками, игрушками, мелкими предметами постепенно увеличивая их количество. Играть можно малыми подгруппами. Для развития памяти так же можно использовать метод пиктограмм – детям читаются слова, они должны схематично их нарисовать. Листочки подписываются и собираются, через час, а затем и через более длительный промежуток времени листочки раздаются и дети должны вспомнить, что за слова они таким образом обозначали. Детям с гиперактивностью рекомендовано давать стихотворения для заучивания к утренникам, воспитателям необходимо самим учить стихотворения с детьми, а не ожидать от детей того, что они сделают это сами или с родителями. Ведь в силу проблем именно со слуховой памятью, ребенок с большим трудом запоминает и очень быстро забывает.

Во время засыпания после обеда можно использовать метод визуализации. В это время все дети лежат с закрытыми глазами, им предлагается представить сначала простые образы, например лимон, апельсин, велосипед. Постепенно предлагаемые картины могут усложняться. Это упражнение так же поможет детям быстрее успокоиться и уснуть, а для детей с гиперактивностью это особенно актуально, ведь у них очень часто наблюдаются проблемы с засыпанием. В это же время можно использовать проигрывание успокаивающей музыки, звуки природы.

Для развития мышления кроме занятий, предусмотренных программой, необходимо использовать различные игры с логическими блоками Дьенеша, развивающие игры Б.П.Никитина, игры с «Геометриком» и многое другое.

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Поэтому таких детей полезно обучить специальным играм, которые бы направили их избыточную активность в нужное русло. Можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузина в книге «Страна пальчиковых игр» собрала и адаптировала целый ряд подобных игр. В подвижные игры можно вводить реципрокные движения, во время рисования, лепки, аппликации детям с гиперактивностью необходимо оказывать организующую помощь, но не делать вместо них. Так же важно следить за их поведением, чтобы оно не превратилось в деструктивное.

Часто из-за негативного поведения детей с СДВГ воспитатели вообще перестают давать им ножницы, пластилин, карандаши, но это не позволяет ребенку развиваться в данном направлении. Таки детям стоит давать индивидуальные задания, более простые, доступные для них, важно чтобы ребенок сам поверил в свои возможности, увидел, что он может что-то сделать сам. Постепенно задания могут усложняться. Так же необходимо помнить, что задание для этих детей должно быть четко структурировано, выдавать небольшими порциями – выдавать следующее задание надо после того, как ребенок сделал предыдущее, ведь он не в состоянии удержать в памяти всю инструкцию целиком. В этом случае ребенок может справиться даже со сложными заданиями.