Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений.
М.: Дрофа, 2008.
Упражнения с пиктограммами для неговорящих детей, позволяющие формировать навыки общения и взаимодействия с социальным окружением
Бейкер Б., Братман А. Путь к независимости.
М.: Организация «Помощь детям России», 1997,
В основе книги – проверенная до мелочей система пошагового обучения, на котором построены многие образовательные и психологические программы для детей и взрослых. Описаны основные принципы обучения ребенка, механизмы формирования навыков, ответы на вопросы решения проблем с поведением.
Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.
М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. Общ. ред. Кучкарова P.P., 2007
Книга посвящена семье и внутрисемейным отношениям и является руководством по личностному росту. Можно ли что-то изменить в своей жизни и жизни семьи и как это сделать — обо всем этом увлекательно с тонким и добрым юмором, а главное, с верой в желание и способность человека к личностному росту написано в этой книге
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
М.: Изд-во Сфера, 2005
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, узнаете, как решать их на практике в вашей жизни В книге обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: «Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?» Разбираются и объясняются новые важные подробности и приемы искусства эффективного общения.
Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье?
М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007
В пособии представлены игры и упражнения для формирования основ коммуникативного общения у неговорящего ребенка, которые доступны родителям и не требуют специальной подготовки. Авторы постарались раскрыть этот процесс не только со стороны самого ребенка, у которого нет речи, но и с позиции его социального общения, в контексте развития системы межличностных отношений.
Зиннхуден Х. Как развивается ваш ребенок?
М.: Теревинф, 2009
Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 4 до 7,5 лет. Руководство по сенсомоторной диагностике, позволяющее оценить навыки ребенка, развитие его восприятия и моторики. Сгруппированы по разделам: крупная и мелкая моторика, речь, зрительно и слуховое восприятие.
Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.
М.: Теревинф, 2011
Книга посвящена сенсорно-интегративной терапии. Автор — специалист с огромным опытом практической работы — рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях. В своей книге Улла Кислинг показывает, что хотя терапевтические занятия чаще всего применяются в работе с детьми с различными проблемами, они пойдут на пользу любому ребенку, если терапевт научится понимать его сигналы и отвечать на них, установив тем самым тесный круг общения, обеспечивающий возможность для дальнейшего развития. Это можно назвать диалогом, но только в том случае, если ребенок и его окружение способны развиваться во взаимосвязи друг с другом.
Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспиты-вающей ребенка с отклонениями в развитии.
М.: Просвещение, 2008
Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.
СПб.: Речь, 2010
В пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия.
М.: Генезис, 2000
Описана программа профессионального самоопределения подростков.
Романушко М., Кротов В.Как быть вместе. Пути и принципы общения родителей с детьми.
М.: «Гео», 2011
Описаны основные принципы отношения родителей к ребёнку. Даны рекомендации, относящиеся к раннему детскому возрасту, но сохраняющие свою роль и на более поздних этапах детства и отрочества.
Селигман. М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети.
М.: Теревинф, 2009
Авторы рассматривают, как трудные жизненные обстоятельства, связанные с рождением больного ребенка, влияют на каждого члена семейной системы. Описываются стадии адаптации семьи к жизни с особым ребенком и пути сотрудничества семьи со специалистами, позволяющие организовать оптимальную помощь ребенку и семье в целом.
Семенова И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Кузнецова Е.В.,Караваева Е.А. Эмоциональные потребности и полоролевое поведение детей-инвалидов.
М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007
В книге отражены основные подходы к решению проблем полового воспитания детей-инвалидов, имеющих среднюю и тяжелую степень умственной отсталости, подростков-инвалидов, имеющих неврологические нарушения. Авторы ведут непростой разговор о там, как сформировать культуру общения в семье, когда у ребенка проявляется интерес к вопросам пола; как достучаться до самосознания ребенка-инвалида не оскорбив и не ущемив его достоинств и т.п.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
М.: Генезис, 1998 (части 1-3)
Сборник психологических игр и упражнений, предназначенных для накопления эмоционального опыта, необходимых каждому человеку имений строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.
Хазиева Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя.
СПб.: Издательский дом Литература, 2011
В книге рефреном звучит мысль о том, что с помощью позитивных утверждений научиться решать многие жизненные проблемы.
Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
Освещены основные законы, регламентирующие жизнь ребенка-инвалида и его семьи в сегодняшней России. Учитывая тот факт, что многим родителям, воспитывающим детей-инвалидов, непросто ориентироваться в действующем законодательстве, авторы постарались прокомментировать основные законодательные акты применительно к конкретным житейским ситуациям, с которыми сталкиваются родители.
Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье.
М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012
Даны научно-практические рекомендации родителям, воспитывающим особого ребенка 4-7 лет в семье. Авторы ориентировались на детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие тяжелой степени, детский церебральный паралич. Программа включает в себя 4 раздела, каждый из которых содержит системно подобранные и разработанные коррекционно-развивающие игры и упражнения «привязанные» к режимным моментам ребенка в семье, к жизни семьи. Авторы постарались показать – как можно развивать ребенка в процес-се умывания, кормления, прогулки и пр.
Худенко Е.Д., Слободяник Н.П., Блудова А.А., Кальянов И.В., Поташова И.И., Любимова М.Н. Как научить ребенка-инвалида правилам поведения.
М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007
Книга состоит из 3-х частей, в каждой из которых освещены различные аспекты формирования регуляции поведения. Авторы обобщили многочисленные научные исследования и практический опыт работы специалистов с семьей и предлагают конкретную программу развития и коррекции жизненных навыков; систему игр и занятий по формированию коммуникативных форм поведения, т.е. таких моделей поведения, которые считаются «общепринятыми» в данном культурном сообществе. Мы не забыли и про ребенка, разработав для него «Рабочую тетрадь», задания в которой – это увлекательное путешествие по стране «Дружба», ведь зачастую именно друзей и подруг не хватает нашим детям.
Худенко Е.Д., Поташова И.И., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида.
М.: АНМЦ Развитие и коррекция, 2008
Описана технология активизации взаимодействия родителей с ребенком-инвалидом на основе методик интерактивной психотерапии, широко использующейся за рубежом в качестве эффективного подхода к психокоррекции детей-инвалидов и их родителей. Этот подход способствует стимулированию социального поведения ребенка-инвалида и в то же время снижает риск появления у него дезадаптивных реакций и включает использование определенных дисциплинирующих методов воздействия на ребенка со стороны родителей.
Ярская-Смирнова Е.Р./под общей редакцией: Подготовка ребенка-инвалида к семейной жизни.
М.: ГосНИИ семьи и воспитания
Книга посвящена вопросам подготовки детей-инвалидов к семейной жизни. Рассмотрены особенности социального положения, жизненного цикла, проблемы и ресурсы семей с детьми-инвалидами. Представлен комплекс мероприятий по формированию семейной культуры у ребенка-инвалида.