Ранний возраст — время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых на взрослых за судьбу растущего человека. Ранний возраст – это период психомоторного развития ребенка. Активно развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения малыша. Это возраст открытий. Для маленького ребенка очень важно видеть результаты своей деятельности. Особый интерес малыши испытывают к рисованию, лепке, аппликации.
Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир. С момента рождения малыша наиболее важным человеком является мама, во взаимодействии с которой и развивается его личность. В данной программе родители являются активными участниками в партнерстве со специалистами.
Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако, чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём заключаются трудности в его развитии.
В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Период адаптации является очень важным для детей, поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация программы, связанной с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Направления деятельности групп раннего развития:
- Раннее выявление детей с нарушениями в психофизическом развитии.
- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности.
- Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
- Формирование у ребенка таких свойств личности как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
- Предоставление родителям возможности получать больше информации об особенностях развития детей раннего возраста и укреплении собственного родительского потенциала.
Модель взаимодействия субъектов развивающего процесса группы раннего развития.
В группе детей в возрасте от 1-2 лет
В реализации программы принимают участие следующие специалисты: педагог-психолог РЦ «Ступеньки», психологи социально-психологического отдела, музыкальный руководитель, специалист по физической культуре.
Направление работы каждого специалиста и количество занятий:
Занятия на познавательное развитие детей проводит педагог-психолог (2 раза в неделю). Занятия, направленные на развитие музыкальных способностей проводит музыкальный руководитель (1 раз в неделю). Специалист по физической культуре проводит занятия, направленные на укрепление здоровья детей (1 раз в неделю). Психологи социально-психологического отдела проводят «родительские мастерские», где консультируют родителей по вопросам обучения и воспитания детей (1 раз в две недели).
В группе детей в возрасте от 2-3 лет.
Для успешной реализации программы налажено взаимодействие со следующими специалистами:
- учитель-дефектолог (2 раза в неделю);
- музыкальный руководитель (1 раз в неделю);
- учитель-логопед (1 раз в неделю);
Также для успешной работы с родителями налажена консультативная работа с психологами социально-психологического отдела центра ГУЦППМСП «Дар» (1 раз в две недели).